SEO (Search Engine Optimization) — это оптимизация сайтов под требования поисковых систем. Простыми словами — совокупность приемов, позволяющих сделать ваш сайт более привлекательным для поисковиков.
Для каждого запроса поисковик формирует эталонную математическую модель, идеальный сайт, полностью отвечающий на заданный пользователем вопрос.
Чем ваш сайт больше соответствует такому эталону, тем выше на странице поисковой выдачи он будет показан.
Заметьте, я говорю про эталон именно для поисковой системы. Оптимизаторы и представители поисковиков часто говорят, что секрет успешного продвижения сайта заключается в его максимальной ориентированности на пользователя – не верьте, они лукавят.
Любой сайт в первую очередь должен приносить пользу его владельцу. Следовательно, главная задача оптимизатора – «затянуть» на сайт как можно больше пользователей.
Приведу простой пример. Вы наверняка заметили, что поиск по информационным запросам, например «как снять воздушный фильтр на BMW» в первую очередь приводит вас на однотипные хорошо структурированные сайты.
На таких сайтах статья разбита на пункты, есть вступление, рассказ о том почему так популярны BMW, какого цвета должно быть масло и через сколько нужно менять масляный фильтр, что воздушные фильтры тоже надо менять, через сколько нужно менять воздушные фильтры, история создания воздушных фильтров и как его выбрать…фухх, промотали до заголовка «как снять воздушный фильтр», начинаем читать ииии… там написано «снимать воздушный фильтр на BMW следует в соответствие с руководством по эксплуатации автомобиля». Все.
Вы материтесь и идёте смотреть видео на Ютуб…
Знакомая ситуация? В данном случае вы попали на сайт, который был SEO-оптимизирован. Очевидно, что владельцы такого сайта зарабатывают с показов рекламы, и они действительно достигли своей цели — показали вам большое количество баннеров.
Сразу оговорюсь, что если вы продвигаете свой товар или услуги, задача сайта будет принципиально иной. Вам нельзя отталкивать пользователя длинными и бестолковыми статьями. Однако это не означает что SEO-продвижение не будет для вас полезным. Просто ваша цель будет немного сложнее – «заинтересовать» как потенциального потребителя, так и поисковую систему.
Но вернемся к примеру выше. Почему столь бесполезный для нас сайт оказался первым на странице поисковой выдачи? Дело в том что поисковик оценивает любой сайт по совокупности нескольких технических метрик, одна из которых – время, проведенное пользователем на веб-странице.
Если пользователь зашел на сайт, получил ответ на свой вопрос через 5 секунд и закрыл страничку — это максимальная полезность с точки зрения пользователя. Но с точки зрения поисковика все ровно наоборот. Сайт будет считаться полезным если пользователь провел на нем 5 минут, читая бесполезный текст и тратя время на переход по различным ссылкам.
Вот в этом и есть суть SEO-продвижения. Данный инструмент помогает нам подстроиться под несовершенные алгоритмы поисковиков и создать для них «эталонный» сайт. Работа по SEO-оптимизации сайта довольно трудоемкая, ведь помимо времени, проведенного на нем пользователем, существует великое множество параметров для зачисления веб-ресурса в ряды «эталонных». Это и скорость загрузки страницы, и длина текста, и количество входящих ссылок, и возраст домена и многое, многое другое.
Чем лучше работает SEO-оптимизация, тем больше шансов у сайта попасть в ТОП -10 (первые 10 запросов расположенные, как правило, на первой странице поиска), ТОП-5 (первые 5 запросов) и даже ТОП -1. Именно на эти ссылки, находящиеся на первых позициях и кликают наши потенциальные клиенты. И наоборот, не работая с SEO вы рискуете увидеть ваш сайт
Еще раз оговорюсь. Как бы мы не «причесывали» сайт под параметры годности поисковика — мы не должны забывать о пользователях, т.е. наших потенциальных клиентах. Контент, размещаемый на вашем сайте, должен быть помимо прочего разноплановым, смотрибельным и интересным. Но об этом поговорим в другой статье)
Думаю, из вышесказанного видно, что объем работы большой и разноплановый. Вкратце вектор наших действий следующий: оптимизатор «замеряет» позиции сайта по запросам, составляет семантическое ядро, предлагает куда двигаться, составляет план на год/месяц и выдает технические задания для копирайтеров, программистов и дизайнеров.
Стоимость формируется из человеко-часов. Причем человеко-часов как оптимизатора, так и программиста с копирайтером. В зависимости от вашего сайта и плана работ будут сформированы задачи на месяц. Каждая задача оценивается по трудозатратам, в определенное количество часов специалиста.
И тут может быть два варианта.
Если бюджет условно не ограничен, и нужно сделать максимум за короткое время, то оценивается объем работ, выводится ценник и сайт запускается в производство. При таком варианте за первые месяцы вы можете потратить сотни тысяч и выполнить огромный объем работ разово. Стоимость работы специалиста начинается от 1200-1500 за час. На крупном проекте могут работать несколько программистов, копирайтеров и т.д..
Второй вариант, когда заказчик оплачивает определенное количество часов в месяц, покупая «пакет» или тариф. Такое часто можно увидеть на сайтах рекламных агентств: «SEO за 30 000 рублей в месяц». Это означает, что вам продают в месяц 20 часов работы оптимизатора/программиста и т.д. если час работы стоит 1500 рублей.
В этом случае ваши задачи по оптимизации сайта будут решаться постепенно, из месяца в месяц. Это неплохой вариант, т.к. индексация и изменение позиций сайта идет постепенно, зачастую результат виден только через несколько месяцев. Такой путь позволяет видеть обратную связь и вносить коррективы в стратегию продвижения.
Как долго нужно вкладываться чтоб получить прирост прибыли? Сейчас, в 2023 году SEO дает результат от 6 до 12 месяцев с начала проведения работ. Все зависит от ваших изначальных вводных данных. Если сайт новый, а конкуренция высокая, будет более отложенный эффект. Если же сайту уже много лет, а в вашей сфере у большинства конкурентов сайты древние и не блещут оптимизацией, то можно ждать более быстрого результата.