Кризисы, как внутренние так и мировые — вещь неизбежная. И всем нам хорошо известно, что происходит в компаниях в такие времена. Собственник осматривает отчеты о прибылях и убытках, резко грустнеет… и начинает увольнять людей и резать затраты. Попадают «под сокращение» и издержки, связанные с рекламой. Эффективна ли данная стратегия, и есть ли другой способ «удержаться на плаву»? Разберемся вместе)
Итак, в компании принято решение о сокращении расходов на рекламу, а то и полный отказ от нее. Логика проста: нужно «пересидеть» кризис, а клиенты и так нас знают. Да, снизится приток новых покупателей, ну и что? Основная клиентская база же остается.
Кажется, что выход найден, однако со временем вы неизменно заметите: клиентская база начинает сжиматься. Почему так происходит? Обратимся к терминам и цифрам)
В маркетинге есть такое понятие как коэффициент удержания клиентской базы (CRR). Данный показатель говорит о том, сколько ваших клиентов уходит/остается за период времени. И поверьте, отток никогда не бывает равен нулю.
Клиенты уходят всегда, и причин на то может быть масса: конфликт с вашим менеджером, не устроила цена, человек переехал, потерял ваши контакты и так далее. Что же компенсирует отток клиентов? Верно, реклама. Это и есть ее основная функция.
А теперь рассмотрим простой пример:
Предположим, ваша клиентская база 100 клиентов, в месяц приходило 10 новых и уходило 5 клиентов. Рекламу вы отключили, ведь пять клиентов оттока в месяц мелочи из 100 постоянников.
В итоге если за месяц от вас утекает 5% клиентской базы, то через год при таком оттоке останется
0,9512х100= 54%
Понимаете? Всего 54% вашей базы останется через год.
А если взять в расчет, что на дворе кризис, и оставшиеся клиенты снизят свои заказы еще примерно на 20%?
Считаем: 0,54х0,8х100=43%
Выходит, что через год при таком оттоке клиентов в кризис ваш оборот упадет в среднем на 57%.
Конечно, данный расчет взят лишь для примера. Наверняка найдутся компании где потеря клиентов пойдет не столь стремительно. И все же суть остается неизменной: отток клиентов без притока новых рано или поздно пустит ваш бизнес под откос.
Предвижу возмущенные возгласы: хорошо автору козырять расчетами, но компаниям-то что делать? Что предпринять, когда прибыль уменьшается, и волей-неволей приходится урезать бюджеты?
Отвечаю: нужно повышать эффективность рекламы и измерять ее! Меньше тратим, но получаем больше — вот основная цель!Далее подробно расскажу о том, как прийти к такому результату посредствам нескольких блоков действий.
Выше мы уже упоминали об измеримости рекламы. И речь здесь не о сантиметровой ленте, а о возможности получить четкие данные об ее эффективности через ряд показателей (количество заказов, регистраций, продаж и т.д.). И если в онлайн-рекламе мы имеем все инструменты для измерения, оффлайн же часто остается совершенно непрозрачен для среднего и малого бизнеса. Сколько звонков или заявок принес ваш билборд или объявление, данное в газете? Как правило, знать наверняка невозможно. Поэтому именно оффлайн-рекламу я бы предложил сократить, если у вас нет четких данных об её эффективности.
Помимо измеримости, онлайн-реклама обладает еще одним интересным свойством — обучаемостью. Да-да, чем дольше идет рекламная компания тем больше она адаптируется к вашим клиентам. Именно поэтому остановить интернет-рекламу в надежде запустить ее
Кроме того специалисты по трафику следят за ставками и реагируют на действия конкурентов, оптимизируют, ищут новые подходы. Благодаря этому у вас сохраняется понимание прогноза по стоимости лида, клика и продажи.
Поэтому, если все же собираетесь сэкономить на контекстной или таргетированной рекламе, то стоит снизить расходы, но не отключать рекламные кампании полностью. Кризис пройдет, и накопленные данные помогут вам стартовать быстрее тех кто в интернет-рекламу не вкладывался. Если не вытягиваете, снижайте ставки и расходы, возможно это будет даже в плюс эффективности.
Как мы уже поняли, самый главный вопрос для компании должен состоять в том, какая реклама полезна и приносит прибыль, а какая нет.
Если вы знаете, что вот именно эта группа объявлений принесла вам 100 тысяч прибыли при затратах в тысячу, стоит увеличить этой группе объявлений бюджет. А там где вы потратили 100 тысяч и получили десять, явно стоит уменьшить.
Согласитесь, полезное знание! Потратьтесь один раз на установку системы аналитики, а дальше смело урезайте затраты, но уже с умом!
Инструментов для проведения сквозной аналитики немало, и выбирать их следует с учетом особенностей вашего бизнеса. Например, если по сравнению с онлайн-заявками у вас преобладают звонки по телефону — не обойтись без систем коллтрекинга. Такие системы определят по какому объявлению пришел клиент оставивший заявку. Номер на вашем сайте динамически подменяется, и система определит, кто из пользователей вам позвонил.
Заключительным шагом будет связывание всех систем друг с другом. Данные веб-аналитики, коллтрекинга и вашей CRM-системы должны собираться в единое целое. Только тогда вы сможете увидеть цельную картину по каналам рекламы и принимать осознанные решения. При этом помните, что путь от посещения вашего сайта, до передачи вам денег должен быть отслежен полностью — это и есть сквозная аналитика.
В заключение дам еще несколько рекомендаций по сбережению бюджета в «темные времена»:
Экономьте, работая с более мелкими агентствами, где стоимость услуг ниже, а подход будет более индивидуальный.
Не забывайте об оперативном и финансовом учете. Воровство или брак на производстве — неприятная ситуация, способная создать дыру в бюджете компании.
Считайте все: стоимость клика по рекламе, стоимость заявки, стоимость продажи, эффективность каждого менеджера.
Итак, вы узнали о всех «подводных камнях» ведения рекламных кампаний в кризис. Следуя данной стратегии можно быть уверенным? что корабль вашего бизнеса выплывет из любого шторма, оставив менее дальновидных конкурентов далеко позади!
А если вы хотите получить более подробную информацию по теме или задать вопросы, оставьте нам заявку на консультацию) Будем рады помочь!